Урок 1. Онтогенез и подготовка к постановке звуков
- Почему важно идти по этапам: звук → слог → слово → речь
- Принципы постановки при дизартрии: работа с дыханием, голосом, телом
- Диагностические маркеры готовности к постановке
- Начинаем с гласных (А, О, У, И, Э, Ы): голос, длительность, громкость
- Постановка и автоматизация М, П, Б: губные звуки и дыхательная опора
Урок 2. Заднеязычные и переднеязычные звуки: К, Г, Х, Т, Д, Н
- Особенности произнесения у детей с дизартрией
- Приёмы: зевок, кашель, вибрация, опора на движение
- Как научить ребёнка направлять язык и смыкать мягкое небо
Урок 3. Свистящие и шипящие: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ
- Типичные нарушения: межзубное, боковое, «смазанное» звучание
- Приёмы постановки и автоматизации
- Как удержать «свист» и «шипение» в слоге и слове
Урок 4. Л, Ль и Р, Рь — трудные звуки при дизартрии
- Почему не формируются: слабая вибрация, недостаток тонуса, замены
- Приёмы в работе
- Работа с телесной опорой и вибрацией
Урок 5. Дифференциация звуков и автоматизация в речи
- Работа со звуковыми парами: Р–Л, С–Ш, К–Т, Г–Д, Л–Й
- Методы: телесное различие, слуховое различение, минимальные пары
Урок 6. Артикуляционная гимнастика (активная, пассивная)
- Работа со звуковыми парами: Р–Л, С–Ш, К–Т, Г–Д, Л–Й